ЭССЕ "Я-УЧИТЕЛЬ"



Эссе «Я – учитель»


  Часто мысленно возвращаюсь в далекий 1978 год, в котором был зажжен огонек моей профессиональной мечты. В тот год я пошла в первый класс. В моей жизни появилась первая учительница Сидорова Галина Михайловна, самая добрая, справедливая и красивая. Всем девочкам класса очень хотелось быть похожими на нее. И тогда я провела свои первые уроки с куклами и младшей сестрой.
  В старшей школе, благодаря классному руководителю Глемба Вере Викторовне, мои мечты о педагогической деятельности только укрепились. Знания, опыт, уважение, патриотизм, достоинство – этому учила и это прививала нам Вера Викторовна.
  Окончив школу, краснодарское педагогическое училище № 3, Кубанский государственный университет, я стала учителем, учителем истории и кубановедения. Выбором этой специальности я обязана своему деду Якушенко Степану Ивановичу. Фронтовик, прошел войну от Сталинграда до Кенигсберга, после войны получил педагогическое образование по специальности историк. Не очерствев душой в страшных битвах, открыв сердце детям, Степан Иванович стал для многих не только учителем , но и старшим другом, наставником, ведь многие ребята в послевоенное время воспитывались без отцов.
  Внимание и уважение к ученикам, глубокие знания, разные формы общения и обучения, достоинство и профессионализм – все это я видела в профессиональной деятельности Галины Михайловны, Веры Викторовны, Степана Ивановича. Благодаря таким Учителям, я понимала, что школа – это постоянное необходимое движение вперед, это творчество и духовное развитие, а учитель – это постоянное самосовершенствование, поиск. У меня никогда не возникало сомнений в том, что моя профессия необходима и значима. Ведь именно эта профессия оставляет след в душе каждого, кто был учеником, кто с надеждой, тревогой, радостью или озабоченностью переступал порог школы.
  Профессия учителя серьезна и ответственна, потому что каждый учитель вносит свой вклад в развитие нашей страны, он работает на будущее и в ответе за это будущее. Рабочие, фермеры, политики, экономисты, врачи, военные и многие другие представители разных профессий, благодаря которым строится будущее России – это вклад учителя. Значит, будущее страны зависит от учителя, от того чему научит учитель, как сформирует личность ребенка, который впоследствии будет сопричастен к преобразованиям нашей родины.
  Размышляя о себе, как об учителе, часто задаю вопрос: какой я учитель? Похожа ли я на тех людей, которые помогли мне определиться в профессии. Какой вклад в будущее своей страны вношу я? Хватит ли у меня сил в наше непростое время жить с открытой для детей душой? Нигде ли я не ошибаюсь, и эти ошибки не понесут дети в жизнь?
  Меняется время, перемены происходят в стране, меняется жизнь учеников и учителей. Она ускоряется, становится насыщенной и динамичной. Новые технологии, инновации, модернизация образования – это главные составляющие развития современной школы, они являются важным инструментом для учителя в поисках новых форм преподавания. Современная школа немыслима без компьютеров, мультимедийного оборудования, интерактивных досок, Интернета. Все это должно помочь учителю в обучении нового поколения учеников. Но с другой стороны, не слишком ли много технологических новшеств в жизни детей? Не будут ли ограничены интересы школьников компьютерными технологиями, играми, общением в социальных сетях? Поэтому своей главной задачей вижу формирование внутреннего мира ребенка, воспитание человечности, стремление работать над собой, умение воспринимать красоту окружающего мира, понимать историческую роль предыдущих поколений, понимать и воспринимать окружающих людей. Я считаю, что рядом с ребенком должен быть учитель способный своим примером, поступками пробудить душу человека, не знающего цену многому, только вступающего в большую жизнь. Как бы ни менялись взгляды общества на систему образования, учитель должен создавать такие условия, применяя инновации, разнообразные технологии развивающего обучения, технологии критического мышления, которые помогут ребенку раскрыть свои способности и в дальнейшем реализоваться в жизни. Но какие бы технологии ни были в распоряжении педагога, он, на мой взгляд, должен иметь, прежде всего, «диплом» о высшем образовании сердца, обладать чуткостью и душевностью.
  Приоритеты у каждого педагога свои, особые. Моё кредо – это личностный подход к ребенку, стремление разбудить в своих учениках потребность в новых знаниях и саморазвитии. Моя цель в работе с подрастающим поколением – поддерживать и направлять, а не давить и заставлять.
  На все поставленные мной вопросы можно найти ответы в преподавании кубановедения. Эта школьная дисциплина, которая является по своему содержанию метапредметом , изучает историю, биологию, географию, культуру родного края. 2015 год – это год литературы и огромную роль в патриотизме играет неделимая связь произведений русских и кубанских писателей о великой «большой» Родине с любовью к «малой», родной, знакомой Родине. Об этом главном видении большой любви писал К. Симонов в стихотворении «Родина»

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится, 
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

«Большая» Родина, вся страна отражена в конкретной «малой» родине.
  Каждый год, начиная курс краеведения, я читаю это стихотворение, наполненное живительной любовью к Родине. И каждый раз убеждаюсь в необходимости такого предмета, как краеведение.
  Один из знаменательных показателей положительных перемен в современном российском образовании – изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания. Пересмотрена роль провинции в истории нашей огромной многонациональной и многоконфессиональной страны. Историческое краеведение обрело статус самостоятельного предмета школьного учебного базисного плана. Наконец-то всем стало ясно, что воспитание патриота и гражданина демократического государства невозможно без воспитания любви к своей малой родине. А любовь эта начинается со знания истории своей семьи, своего города, своего края; с понимания места и роли твоей малой родины в масштабах страны. Я вспоминаю слова академика Д. С. Лихачева: « Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу задача первостепенной важности… Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре». Я твердо убеждена, что краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. И не на абстрактных примерах, а на примере из жизни родителей, соседей, односельчан, на событиях из истории своего села, станицы, города. Так дети учатся понимать, что в жизни любых поколений обыденное переплетается с героическим, трагическим.
  Современные уроки исторического краеведения, по-моему, должны быть очень легкими, изящными, интересными и доступными. Они должны отличаться от других уроков, ведь на них речь идет о таком родном, близком, знакомом. Краеведение - это опора на уже имеющиеся знания, что облегчает преподавание предмета. Кроме того, на уроках исторического краеведения можно применить и использовать то, что на других предметах подчас невозможно. Уроки краеведения могут помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии, которая будет востребована в своем родном городе. В последнее время я хотела бы отметить возрастание интереса к истории повседневности, к образу жизни рядовых людей, к локальной истории.
  Концепция модернизации российской школы новые образовательные стандарты предполагают изменение самой образовательной идеологии – от знаний к деятельности. Определяется и новое качество обучения: формирование практических навыков получения и анализа информации, способность к самообучению, организация самостоятельной работы учащихся, формирование умений по применению знаний в новой ситуации. Все это можно сформировать у учащихся и через уроки краеведения.
В своей работе я выделила некоторые подходы преподавания краеведения: яркость, образность представляемого материала. Это отразилось в создаваемой учениками летописи поколений. Цель такого летописания – сохранение памяти и истории поколений. При написании летописи я старалась погрузить моих учеников в прошлое своей малой родины, воссоединить с реальными историческими корнями, сохранять преемственность поколений и чувство гражданской ответственности.
Создавать яркое, целостное представление о нашей малой родине мне помогают экскурсии по краю. Уникальный этнографический центр Атамань, олимпийский Сочи, героический Новороссийск, культурный центр «Старый парк» в поселке Кабардинка и множество других удивительных уголков Кубани способствуют формированию у ребят мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной культуры. Я, как учитель, со своей стороны помогаю ученикам постигать красоты родной земли, изучать историю, анализировать преимущества Краснодарского края. А самое главное- почитать и уважать традиции и дела предшествующих поколений, которые внесли огромный вклад в развитие нашей Кубани, а значит, и в развитие России.
 Все течет, все меняется : ландшафты, архитектура, люди, но неизменными остаются главные человеческие ценности. В веках не утратили своей актуальности слова Федора Андреевича Щербины: «Знание родного края – наша сила и величие Родины».

Комментариев нет:

Отправить комментарий